12.02.2025 13:50
Аналитика.
Просмотров всего: 5467; сегодня: 36.

История русских причесок

История русских причесок

Короткие стрижки и напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны - краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка — «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды.

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

Ирина Сыромятникова, автор книги «История прически»: «Прическа князя состояла из длинного клока волос на бритой голове. Клок разделялся на две пряди, которые свисали с обеих сторон лица. Борода, дополнявшая прическу, была редкая, зато усы — густые и длинные. В ухо была продета серьга с драгоценными камнями».

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать — шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы — полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой

В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.

Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.

Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил». Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.

Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы, замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.

XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»

Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» — ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара — за 2,5 рубля.

До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии — парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» — прядь волос).

Николай Лесков, рассказ «Тупейный художник»: «Это не был простой, банальный мастер с тупейной гребенкой за ухом и с жестянкой растертых на сале румян, а был это человек с идеями, — словом, художник».

Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.

Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» — высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы — в том числе, и российские дамы. 

XIX век: античная изящность и изысканность романтизма

В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.

В начале века Россию захватила античная тема.

Ирина Сыромятникова, автор книги «История прически»: «В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима».

Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет — «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».

Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.

Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы — каре — у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.

Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.

В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки — щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве — и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.

На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка — «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Антон Чехов описывал персонажа: «Одет всегда по моде и причесан a la Капуль». А Николай Лесков в очерке «Домашняя челедь» шутил о том, что российские «лакеи и повара расчёсывают капуль а-ля дурак» и утверждал, что певец Капуль не выдумал прическу, а позаимствовал ее у русских послов, которых видел на древних гравюрах.

Женские укладки в начале ХХ столетия стали гораздо проще: развитие движений за равные права изменило социальное положение женщины. Девушки стали работать, путешествовать, заниматься разными видами спорта. У них не было времени на долгую укладку — так в моду пришли естественность, удобство и простота. 

Автор: Мария Соловьёва. Портал «Культура.РФ»

Изображение (фото): из открытых источников, портал «Культура.РФ»


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Глинская Елена Васильевна, вторая жена государя всея Руси Василия III, мать царя Ивана IV Грозного, регентша во время его малолетия;
  • Лесков Николай Семенович, русский писатель,автор рассказов, драматург и журналист который писал под псевдонимом Стебницкий;
  • Романов Александр I Павлович, император и самодержец Всероссийский, великий князь Финляндский, царь Польский, проводник умеренно-либеральных реформ в России, внук Екатерины II;
  • Романов (Тишайший) Алексей I Михайлович, второй русский царь из династии Романовых 1645 - 1676 годы, сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии;
  • Романова Анна I Иоанновна, императрица Всероссийская из династии Романовых, племянница Петра I, после смерти Петра II приглашена на российский престол, восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет;
  • Романова Елизавета I (Елисавета) Петровна, императрица и самодержица Всероссийская, дочь Петра I и Екатерины I, правление отмечено воссозданием Правительствующего сената, учреждением Московского университета и первого банка Российской империи;
  • Рюрикович Василий III Иванович, великий князь владимирский и московский в 1505 -1533 годах, государь всея Руси, сын Ивана III Великого и Софьи Палеолог, отец Ивана IV Грозного;
  • Рюрикович Святослав I Игоревич, князь Новгородский и Великий князь Киевский с 945 (фактически с 961) по 972 год, прославился как полководец разгромом Хазарского каганата, что привело к закреплению Руси в донском и окском бассейнах;
  • Чехов Антон Павлович, русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель, классик мировой литературы, один из самых известных драматургов мира.

портал «Культура.РФ»
портал «Культура.РФ»


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10667 публикаций
Сайт: www.culture.ru/materials/253388/istoriya-russkikh-prichesok
Поделиться:

Интересно:

Впервые опубликована избранная часть коллекции Екатерины Бородиной
27.03.2025 14:47 Новости
Впервые опубликована избранная часть коллекции Екатерины Бородиной
В свет вышла книга «Фарфор российских императоров XVIII – начала XX века. Из коллекции Екатерины Бородиной. Избранное». Издание было торжественно презентовано в пространстве АО «Императорский фарфоровый завод» в Санкт-Петербурге. Избранные произведения русского и европейского императорского фарфора второй половины XVIII – начала XX века из собрания Екатерины Бородиной опубликованы впервые. По инициативе коллекционера большая часть произведений были выявлены и определены за пределами России и возвращены на Родину. Их публикация является важным вкладом в науку и не оставят равнодушными любителей и ценителей искусства. В книге представлено более 250 предметов прикладного искусства. Среди них изделия производства Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, Мейсенской и Берлинской фарфоровых мануфактур. Хронология охватывает правления российских императоров от Елизаветы Петровны до...
Школа для «девиц всех состояний»
27.03.2025 14:05 Аналитика
Школа для «девиц всех состояний»
Весной 1858 года в Петербурге открылось Мариинское женское училище, ставшее вскоре первой всесословной женской гимназией в России.  Современным школьникам и студентам трудно вообразить, что еще шестьдесят лет назад в Москве, например, существовали отдельно женские и мужские школы. А уж представить себе, что в Российской империи практически во всех учебных заведениях обучение было раздельным, могут даже далеко не все взрослые. Но даже тем, кто в состоянии представить себе это, непросто будет поверить в то, что до середины XIX века в Российской империи не было учебных заведений для девушек недворянского сословия. Однако именно так и обстояло дело до 1858 года, пока в Санкт-Петербурге не открылось первое в России всесословное женское учебное заведение — Мариинское женское училище для приходящих девиц. Указ о его создании вышел 15 (27) марта 1858 года, а уже через месяц училище...
Как Англия и Франция объявили войну России, вступив в Крымскую войну
27.03.2025 10:05 Аналитика
Как Англия и Франция объявили войну России, вступив в Крымскую войну
27 марта 1854 года Англия и Франция объявили войну России, вступив в Крымскую войну на стороне Османской империи. Свое название эта война получила по местам ключевых сражений, главное из которых – героическая оборона Севастополя – продолжалось 349 дней. Город пал, но навсегда вошел в историю как символ мужества и подвига русского солдата. Вряд ли кого-то можно удивить военными столкновениями России и Османской империи: их было великое множество на протяжении XVIII–XIX столетий. Османская империя слабела, но не утрачивала политических амбиций. В результате в конце XVIII века она потеряла Крым и Северное Причерноморье, а также Бессарабию и часть территорий на Кавказе. Многие политики не упускали возможности отторгнуть часть ее территории или установить на ней свои порядки. Поводом для очередной войны 1853–1856 годов стал конфликт на религиозной почве. В 1853 году турецкий султан передал...
Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы
27.03.2025 09:37 Мероприятия
Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы
Масштабная экспозиция "Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы", в которую войдет более 1,2 тыс. экспонатов, откроется в Государственном историческом музее в конце апреля. Выставка охватит период от вторжения нацистской Германии в СССР до Парада Победы на Красной площади в Москве, рассказал на пресс-конференции в ТАСС статс-секретарь - заместитель руководителя Росархива Андрей Юрасов. Выставка подготовлена по поручению президента РФ Владимира Путина Росархивом совместно с Минкультуры, Минобороны, ФСБ, МИД России, Российским историческим обществом при участии архивных учреждений и музеев. Она откроется 29 апреля и будет доступна для посетителей с 30 апреля по 25 августа. "В этой поистине уникальной экспозиции впервые в таком количестве и такой полноте на одной выставочной площадке будут представлены более 1230 экспонатов по истории Великой Отечественной войны, в том числе более...
"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
24.03.2025 18:25 Аналитика
"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
Военное духовенство в России появилось более трёх веков назад по указу императора Петра Великого. Перед боем священники ободряли воинов, а во время сражения спасали раненых, напутствовали умирающих и, нередко, совершали настоящие подвиги во славу Отечества. В сегодняшней России институт военного духовенства (капелланов) возрождён и, вот уже несколько лет, как успешно функционирует. Существовал он и в Российской империи, где военные священники в армейских полках и обер-иеромонахи на кораблях военно-морского флота появились ещё в начале XVIII столетия по указу императора Петра Великого. Священники-капелланы освящали военные городки, корабли при их закладке и спуске на воду, военные знамёна и оружие солдат. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших бойцов. В мирное время военные священники обычно находились в пределах военных баз...